Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


ЗАБОР КРЕПЧАЛ

Безвизовый режим с Европой откладывается на неопределенное время
Во вторник на короткой встрече президента России Владимира Путина и премьера Италии Сильвио Берлускони не обошлось без обсуждения проблемы отмены виз. В Москве, да и в Евросоюзе многие считают именно Италию едва ли не самым главным "лоббистом" сближения России и ЕС, в том числе в визовой области. В самом ЕС отношение к этому неоднозначно, как и к личности импульсивного итальянского премьера. Но это лишь часть проблемы. На пути безвизовых поездок россиян в Европу оказалось немало подводных камней. Одна из вполне реальных опасностей состоит в том, что российские переговорщики, добившись в качестве "первого шага" безвизового режима для обладателей дипломатических и служебных паспортов, затем могут резко охладеть к пробиванию такого же режима для обладателей "простых", то есть общегражданских, паспортов.

- Мы признательны поддержке Берлускони в строительстве Европы без разделительных линий, - оценил усилия Берлускони в создании безвизового режима между Россией и Европой Путин. "Но не хотим обнадеживать тех, кто ждет введения безвизового режима, и пугать тех, кто боится, что это не состоится вовсе, - тут же заметил президент. - Мы должны только помогать в этом вопросе. Без облегчения визового режима об интеграции России в Европу вообще невозможно говорить".

Идея перехода к безвизовому режиму между Россией и ЕС - одна из наиболее активно поддерживаемых Владимиром Путиным. Благодаря его настойчивости и по итогам результативного диалога с ЕС по вопросам калининградского транзита (тут надо отдать дань путинскому спецпредставителю Дмитрию Рогозину, назначенному курировать этот вопрос в обход российского МИД) в последние месяцы проблема немного начала сдвигаться с мертвой точки. И накануне приезда Берлускони (Италия сейчас председательствует в ЕС) МИД России передал Италии некоторые предложения по облегчению визового режима и переходу в перспективе на безвизовый режим между Россией и ЕС. Немедленной реакции от ЕС не последовало. Берлускони хоть и обещал сделать Россию "составной частью большой Европы", не произнес ни слова о поддержке России в безвизовом вопросе, предложив взамен содействие Италии в переговорах России с ВТО.

В переданных документах Россия еще раз напомнила партнерам в ЕС о необходимости перейти с уровня обмена на высшем уровне не столь уж содержательными декларациями на уровень экспертных проработок. К сожалению, рабочая группа, о создании которой еще в феврале Путин договорился с председателем Еврокомиссии Романо Проди, сформирована лишь с российской стороны. По словам Андрея Денисова, замминистра иностранных дел России, "у большинства представителей ЕС заинтересованного отношения пока, увы, не просматривается". Чего уж скрывать: опасаются в Европе массового наплыва россиян, в которых видят потенциальных нелегальных иммигрантов, отбирающих рабочие места у европейских бюргеров.

МИД России, что подтвердил во вторник и президент, предлагает поскорее перейти к облегченному взаимному визовому режиму. Россия считает возможным не только максимально упростить процедуру выдачи виз с обеих сторон студентам, туристам, ученым, инвалидам, но и ввести бесплатные визы. Речь не только о краткосрочных визах, но и годовых. Предлагается ограничить лишь общий срок пребывания в Шенгенской зоне - 90 днями (сейчас он действует лишь для многократных годовых виз). А уж как использовать их - сразу или разделить на несколько поездок - решать должен получатель визы. С Кипром и Мальтой, вступающих в ЕС, предлагается сохранить (Кипр)или установить (Мальта) безвизовый режим. Все же с этих островов на "Шенгенский материк", минуя погранконтроль, не добраться.

Высокопоставленные (дипломатические) источники "Известий" полагают, что, при наличии политической воли, эти вопросы могут быть согласованы "буквально за считанные месяцы" - к ближайшему саммиту Россия-ЕС в Риме. По словам Денисова, Москва "готова к интенсивной работе, чтобы уже к ноябрьскому саммиту Россия-ЕС выйти на... своего рода "дорожную карту" перехода на безвизовый режим с Евросоюзом". "Рубежом полномасштабного перехода на безвизовый режим, по его словам, мог бы стать 2007 год". Напомним, что итальянец Романо Проди даже как-то называл в качестве безвизового дедлайна 2005 год.

Однако слишком многие эксперты с обеих сторон не разделяют такого оптимизма. Евробюрократы, с которыми беседовал корреспондент "Известий" в Брюсселе, вообще избегают говорить о конкретных датах, предпочитая оперировать "неким отдаленным будущим". Что касается позиции Италии, чей премьер то призывает перейти к безвизовому режиму с Россией, то принять Россию и Израиль в члены ЕС, то его высказывания брюссельских бюрократов шокируют. Они не пользуются популярностью слишком у многих членов ЕС.

Дипломаты "скептически настроенных" членов ЕС в беседах на безвизовую тему обычно приводят весьма длинный список претензий к России и к ее консульской службе. Начать с того, что во всех странах ЕС стоимость российских виз для европейцев значительно (в иных случаях в несколько раз) выше, чем европейских для россиян. Так, гражданину той же Италии или Британии (последняя - член ЕС, но не Шенгена) за российскую визу надо заплатить 80 долларов. Для россиян стоимость итальянской визы 45 долларов. А чтобы получить российскую визу поскорее, итальянец часто обращается в агентство и платит уже 200 долларов - и без гарантий. Ряд собеседников "Известий" в Брюсселе говорили, что иногда приходиться включать и административный ресурс для получения визы в Россию

Европейцы также жалуются, что после вступления в силу российского закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (1 ноября 2002 года) получение виз, пребывание и работа иностранцев в России осложнились. Удлинились сроки рассмотрения приглашений, сроки оформления виз (как сказали "Известиям" в посольстве одной из скандинавских стран, "в некоторых случаях до двух-восьми месяцев"). Усложнился порядок оформления приглашений (до сих пор четко не разграничены полномочия МИД, который утверждал эти приглашения ранее, и МВД, которое получило теперь это право).

Отдельно отмечаются сложности у студентов из ЕС, находящихся в России по многократным визам: им требуется еще и выездная виза всякий раз, когда они покидают Россию. Жалуются европейцы и на усложнение порядка регистрации иностранцев: от частных лиц все чаще требуют лично принести паспорт в милицию, а вот регистрация через турфирмы осложнилась. Борьба с терроризмом - дело святое, но, во-первых, все же граждане ЕС замечены скорее в законопослушании, нежели в террористических наклонностях, во-вторых, ни в одной европейской стране российских туристов (и нетуристов тоже) пока что в местные "околотки" на регистрацию не приглашают.

Однако даже эти - многочисленные и обидные - бюрократические препоны меркнут на фоне другого, "внезапно обнаружившегося" взаимного непонимания. В ЕС крайне неприятно удивлены сегодняшней российской позицией по вопросу о реадмиссии (взаимной высылке незаконных мигрантов за счет страны, откуда они прибыли): мол, Москва теперь готова подписывать такое соглашение с ЕС только ПОСЛЕ послаблений по визам. В Евросоюзе в ответ на это сильно изумляются: как можно облегчать визовый режим, если вы не гарантируете, что будете сдерживать поток нелегалов и не собираетесь принимать их у себя обратно, если таковые проникнут в "шенгенское пространство" с российской территории? К тому же еще недавно вопрос стоял совсем иначе: сначала соглашение о реадмиссии, а потом визовый либерализм. Мотив Москвы ясен: чтобы блюсти реадмиссию с Европой, нужно сильно крепить южные границы России (в том числе со странами СНГ, вплоть до введения визового режима с ними), откуда и идет основной поток нелегалов. Делать это по разным причинам (финансовым, политическим) не хочется. Однако Европа упрекает наших переговорщиков в том, что они "лукавят" и пытаются тихо утопить процесс, инициированный президентом Путиным. Мол, безвизовый режим якобы просто невыгоден российским консульским службам, большая часть финансирования коих идет за счет визовых сборов.

В ЕС поддерживают идущий в России процесс концентрации всех "визовых дел", а также выдачи загранпаспортов в одних руках - МВД (МИД пока не расстался с такими правами). В ЕС считают, что так будет больше порядка, будет создана единая база данных и будут исключены случаи, когда один человек легко мог (да и сейчас может) получать несколько загранпаспортов на разные фамилии. В Европе даже называют конкретные расценки за такие услуги. Да и сама практика вполне законного наличия у россиян одновременно нескольких загранпаспортов (дипломатического или служебного наряду с общегражданским или сразу двух общегражданских) вызывает резкие возражения в ЕС. Другое дело, что европейцам нечего ответить на контрвозражения россиян: а что делать тем часто выезжающим гражданам страны, со всех сторон огражденной высоченным визовым забором, если в одно время надо оформлять визы в разные страны, а, скажем, какое-то "шенгенское" консульство забрало к себе паспорт для недельного тщательного изучения.

Определенный скепсис испытывают в ЕС и по поводу недостаточной защиты самих бланков российских загранпаспортов от подделок. В ЕС, между прочим, по инициативе США и решению "большой восьмерки" (то есть и России - тоже) собираются внести в свои паспорта уже в 2004 году индивидуальные биометрические данные граждан. Многие чиновники в Брюсселе, с кем приходилось беседовать "Известиям", вполне благосклонно относятся к идее оказать материальную помощь в соответствующей паспортизации и России: вы, мол, только представьте свою программу, сформулируйте запросы, сколько вам на что надо. Но из Москвы пока никаких просьб на сей счет не поступало. Европейцы сетуют, что в Москве никак не могут договориться между собой разные ведомства (МИД, МВД и Минюст), кому из них вообще курировать все эти переговоры. Судя по настроениям на Смоленской площади, МИД не хочет выпускать из рук эти переговоры, отдав их полностью на откуп, скажем МВД. В ЕС намерены обсуждать безвизовый или облегченный режимы только в рамках подкомитета по внутренним делам, юстиции, и преступности. Ну такие у них в ЕС порядки, что поделаешь! К тому же полномочия именно этого подкомитета прописаны в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС. В России этот вопрос находится в компетенции МИД. Тогда как в упомянутый подкомитет входят представители МВД и Минюста. Европейцы предлагают просто включить в этот список и МИД.

Короче, подобным образом "переговариваться" можно еще не одно десятилетие. Периодически изображая подобие "ускорения" после очередных заявлений на высшем уровне. Может, в отношении переговоров о визах Кремлю тоже стоило подумать о введении поста спецпредставителя президента с соответствующими полномочиями? Кстати, в Брюсселе, высоко оценивают эффективность этого института в переговорах о калининградском транзите (с облегченной процедурой получения транзитного документа для россиян, путешествующих через Литву).

И еще вопрос: а всегда ли обоснованно в визовых переговорах жестко соблюдать, как это делает МИД, принцип взаимности? К тому же выясняется, что взаимности и нет вовсе (российские визы дороже для европейцев). Почему, к примеру, не пойти на отмену виз для европейцев в одностороннем порядке? Мы же к этому все равно стремимся. Пару лет назад практику получения виз на границе пробовали даже применить в Москве и Питере. Она позорно утопла в болоте российского бюрократизма: на три дня с получением визы на границе не удалось въехать за два года НИ ОДНОМУ европейцу! Между тем, сегодня подобный шаг мог бы сильно улучшить климат переговоров о безвизовом режиме именно для россиян. Если такие переговоры действительно собираются вестись не только потому, что для проформы как бы выполняют указание президента.

После переговоров Путина и Берлускони стало ясно, что тема тотальной отмены виз для россиян в обозримом будущем скорее всего уже не стоит: она слишком болезненна для многих членов ЕС, в первую очередь для новобранцев (из бывшего "соцлагеря"), а у Москвы недостаточно аргументов (а может, желания, воли?), чтобы переломить эти настроения. Как говорят дипломатические источники "Известий", максимум на что можно рассчитывать -- на проработку облегченного, возможно, для иных категорий граждан бесплатного, но визового варианта.

Покамест Берлускони бросил клич открыть границы для обладателей (только для них!) российских диппаспортов: в принципе, каждая из стран ЕС в одностороннем порядке вольна разрешить безвизовый въезд обладателям служебных и диппаспортов. Ряд российских политиков недавно высказали схожую идею - облегчить визовый режим сначала для такой категории путешественников. Эти обладатели (по подсчетам одного "шенгенского" консульства, таковой номенклатурной "загранэлиты" на сегодня в России под 30 тысяч) в России сегодня уже сегодня имеют заметные визовые преимущества перед владельцами простых общегражданских паспортов при посещении десятков стран. Мол, давайте и теперь сделаем такой "первый шаг". Для этих самых "позолоченных" 30 тысяч. И перед Путиным будет чем отчитаться. Вопрос, однако, в том, сохранится ли потом охота делать другие шаги - в отношении простых граждан. Что-то подсказывает, что нет: дорого, хлопотно, евробюрократы донимают реадмиссией. К тому же за последние годы России не удалось нигде добиться облегчения визового режима для своих граждан, если только такие облегчения не были инициированы в одностороннем порядке иностранным государством (к примеру, от виз для россиян отказался Тунис). В том числе в тех странах, где есть преимущества для обладателей российских дипломатических и служебных паспортов.

Это примерно как по Москве ехать по загруженным улицам на авто с правительственными (тоже своего рода "дипломатическими") номерами да с мигалкой: едешь себе свободно, с ветерком и кажется, что пробок в городе вообще нет - "и чего люди жалуются?".
Георгий БОВТ, Наталья РАТИАНИ