Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


К.С. Зайков. «Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии (1945—1973 гг.)»

В «промышленных консультативных советах» были реализованы два партийных принципа НРП: сотрудничества и солидарности. Принципы, ранее используемые для формирования демократического авторитета партийной власти, посредством обозначенных выше реформ постепенно реализовывались из партийно-классовой публичной сферы в организации послевоенного общества.

Состав участников обоих советов (1945 и 1947 гг.) показывает, что сотрудничество в разработке и принятии решений в институтах планирования было организованно на двух уровнях: правительственном и общественном. Такой подход в организации планирования позволил НРП через корпоративные каналы, т.е. ЦОПН и Ассоциацию предпринимателей привлечь в процесс контроля и принятия решений все необходимые социальные группы.

Обращаясь к национализации как к принципу экономической политики, обозначенному в «Общей программе», необходимо подчеркнуть, что, анализ статистики проводившегося обобществления промышленности на протяжении периода с 1945 по 1947 г. показывает, что на деле национализации подвергалось очень ограниченное число предприятий — банкротов, требующих крупных капиталовложений. Основой государственной собственности в промышленности стали новые отрасли в тяжелой и добывающей промышленности, а также компании, конфискованные у Германии после ликвидации оккупационного режима. Очевиден отход от идеи широкой национализации как основного партийного принципа 1939 г., подмена его содержания куда более умеренными масштабами, не менявшими в итоге экономической системы Норвегии, основанной на частной собственности.

Таким образом, с 1945 по 1947 г. в радикальном реформизме НРП уже наблюдается тенденция постепенной существенной либерализации экономических принципов и отступление от марксистских идеологических принципов в политике, совершаемые путем подмены основных концептов понятий радикального реформизма. Так в результате реализации политики планирования принцип «национализации» стал трансформироваться от идеи обобществления средств производства к интерпретации «национализации» как производимого государством и свободными корпорациями простого администрирования в экономике, цель которого обеспечение, защиты и равенства интересов всего общества. Национализации, как обобществлению, отводилась роль лишь вспомогательного, а не основного инструмента в экономической политике. В 1940-е гг. планирование экономикой, реализуемое через сотрудничество между государством и общественными ассоциациями, подтверждает замену понятия «диктатуры пролетариата» на «солидарность», что приводит к постепенному отказу от марксистского понятия классовых интересов, заменяемых на общественные.

В послевоенное время (с 1945 по 1947 г.) происходит фактическое признание руководством НРП и ЦОПН свободы экономической деятельности, сосуществования разных типов собственности и отказ от антагонистической интерпретации общественного устройства, т.е. наблюдается тенденция либерализации экономических и политических идеологических принципов. Причинами данной либерализации был комплекс следующих факторов.

Первое — переориентация элиты НРП на более широкую социальную базу, включающую не только рабочий, но и средний класс. Смена социальной базы НРП требовала изменения классового подхода в интерпретации общества. Сохранение же старых предвоенных страхов в обществе, примером которых была реакция в 1946—1947 гг. либеральной и консервативной прессы, в которой средний класс выражал беспокойство по поводу политики планирования, говорит о разной природе послевоенного радикализма у среднего и рабочего классов, вызвавшего симпатии к радикальному реформизму НРП.

Если радикальная этика рабочего класса стала реакцией массового сознания рабочих на основе сложившегося восприятия рабочим движением марксизма как традиционной идеологии и конфликтной среды индустриальных отношений, то у среднего класса радикализм был реакцией на социально-экономическую действительность. Для него эгалитаризм общества, построенный на классовом принципе как норме, был скорее табу, чем императив будущего социального устройства. Поэтому либеральный характер радикализма среднего класса, отказывающегося поддерживать резкую смену политической и экономической системы в стране, стал вторым фактором необходимости либерализации принципов идеологии НРП.

Оценить уровень противоречий в обществе и узнать об официальной позиции руководства социал-демократов по этому вопросу можно из выступления премьер-министра и председателя НРП Э. Герхардсена: «Норвежская рабочая партия предлагает осуществить план рационализации нашей производственной и экономической жизни. Мы полагаем, что это невозможно осуществить без участия государства. Нет никаких оснований для промышленников рассматривать государство как врага, так как задача последнего осуществлять активную экономическую деятельность. И если кто-то считает социальное законодательство революционным новшеством, то он должен вспомнить, что позади 6-летняя война, которая создала существенные перемены в большинстве европейских стран»,

Речь Э. Герхардсена подчеркивает изменение позиции социал-демократов по отношению к государству, в содержании которой происходит замена его марксистской интерпретации с целью ликвидации страхов в обществе. Изменение позиции социал-демократов свидетельствует об ориентации партии на широкие социальные слои. Это говорит о стремлении руководства НРП реагировать на перемены в реакции массового сознания, что вызвало поворот идеологии и политики социал-демократов в-сторону умеренного курса.

Необходимо подчеркнуть, что признание необходимости расширения социальной базы движения было результатом эволюции взглядов сформировавшейся элиты социал-демократического движения, которая, на наш взгляд, под воздействием существовавших условий определила вектор трансформации, идеологии, динамика которой зависела от внутренних и внешних факторов, влиявших на социал-демократическое движение.

В период с 1945 по 1949 г. в руководстве Норвежской рабочей партии наблюдаются очевидные структурные изменения. Всего в центральный аппарат управления тогда входило 99 человек, где более 50% партийного руководства составляла бюрократия. 23 члена руководства, были чиновники, работавшие в правительстве и стортинге. 35 членов — представители ЦОПН, попавшие в руководство партии через профсоюзно-партийные бюрократические каналы. Примерно половина бюрократов в правительстве была одновременно членами НРП и ЦОПН. Как отмечал К. Хейдар, 50% руководителей высшего ранга были представителями поколения 1920-х гг., тогда же попавшие в руководство партии. Эти данные указывают на формирование в НРП постоянной, практически несменяемой партийно-профсоюзной элиты бюрократического типа.

<<   [1] ... [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] ...  [50]  >>