Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

3. С установлением в Датско-Норвежском Королевстве абсолютизма вновь начало формироваться представление о Норвегии как о полноправном Королевстве, находящемся в равном положении с Данией. Однако равноправие двух Королевств было формальным, Король и центральная администрация были датскими и управляли Норвегией исключительно из Копенгагена. Юридическое закрепление формального равенство Дании и Норвегии законами 1604—1665 гг. предопределило развитие самосознания норвежцев и породило мечту о независимости.

4. Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся в Европе в 1807—1814 г., позволила норвежцам развернуть борьбу за независимость. На основе старонорвежских законов 1658—1687 гг., а также традиций демократии (созыв собраний свободных людей — тингов), было созвано Учредительное собрание норвежских представителей в г. Эйдсволле, главной задачей которого явилось принятие первой Конституции Норвегии. Представительство в Учредительном собрании составили депутаты от всех социальных слоев Норвегии за исключением крестьянства.

5. Важную роль в принятии первой норвежской Конституции сыграло Учредительное собрание, избравшее Конституционный комитет, создавший проект Конституции. Апрельский проект Конституции представлял собой единый текст, он не был разбит на главы, параграфы (115) следовали один за другим по принципу ассоциативности и важности. В ходе дебатов в Учредительном собрании проект Конституции претерпел некоторые изменения, он был разбит на разделы, и 16 мая окончательно утвержден Учредительным собранием.

6. Конституция Норвегии 17 мая 1814 г. юридически закрепляла, что Королевство Норвегия является свободным, независимым и неделимым, с формой правления в виде ограниченной и наследственной монархии. Оппозицией в Конституцию был внесен ряд дополнительных ограничений, которые могли бы предотвратить возможные в будущем объединения государства в унии при условии подчиненного положения Норвегии, сохраняя для Норвегии статус независимого государства.

7. Избранный Учредительным собранием Королем Норвегии принц-регент Кристиан Фредерик не был признан в качестве такового монархами других стран, что дало возможность Швеции, используя поддержку союзников по антинаполеоновской коалиции, вынудить Норвегию сначала заключить своеобразный договор о намерениях (Мосские соглашения), а потом внести в Эйдвольскую Конституцию существенные изменения, определяющие объединение Норвегии со Швецией. Несмотря на постоянное давление Швеции, норвежцы сумели потребовать от Швеции признания легитимности Эйдвольской Конституции, навязать Королю Швеции свои условия унии, сохранить завоеванную свободу и независимость.

8. Подлинную независимость Норвегия приобрела лишь в 1905 г., до этого периода равенство Швеции и Норвегии в рамках унии являлось формальным, так как широкие полномочия Короля Швеции, по сути, давали ему неоспоримые преимущества: Норвегия не имела собственных представительств в зарубежных странах, наместник в Норвегию назначался единолично Королем Швеции, шведское присутствие ощущалось всюду от системы образования до управления государством. В свою очередь норвежцы, основываясь на положениях Конституции Норвегии, считали свое королевство отдельным от Швеции. Подобное лишь формальное равенство Швеции-Норвегии, принижение роли Норвегии как самостоятельного государства, привели 1905 г. к разрыву унии и провозглашению независимости Норвегии.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что идеи, и выводы диссертации способствуют развитию всеобщей истории государства и права, в частности истории конституционализма Скандинавских стран. Предполагается также, что исследование может способствовать расширению представлений российских историков и правоведов о сущности рассматриваемого явления. Полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические выводы пополняют потенциал науки государства и права зарубежных стран.

Практическая значимость исследования. Материалы данного научного исследования могут быть использованы:

— в последующих научных разработках по данной проблематике;

— в процессе преподавания истории государства и права зарубежных стран, конституционному праву зарубежных стран, политологии, правоведения и т.п.;

— при разработке и чтении лекционных курсов, учебников, учебно-методических пособий по истории государства и права зарубежных стран, конституционному праву зарубежных стран, политологии, правоведению, для проведения семинарских и практических занятий по указанным предметам, при разработке пособий для преподавателей и учителей указанных дисциплин, а также для учащихся.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации была обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Результаты исследования получили апробацию в ряде публикаций по теме исследования, а так же выступления автора на Научно-практических конференциях: «Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук» (Санкт-Петербург, 11 апреля 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы юриспруденции (Санкт-Петербург, 10—12 апреля 2004 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы юриспруденции (Санкт-Петербург, 12—15 апреля 2005 г.);

Материалы диссертации были использованы автором при подготовке учебных программ по дисциплинам «Защита прав человека» и «Конституционная юстиция» по государственно-правовой специализации в РГПУ им. А.И. Герцена; при чтении автором лекционных курсов «Правоведение», «Защита прав человека», «Конституционная юстиция», «Судебные системы зарубежных государств» в РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура диссертации. Поставленная проблема, объект, предмет и цели диссертации определили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, содержащих 161 наименование. Содержание работы изложено на 153 страницах.

Глава I. Образование норвежского государства

§ 1. Становление и развитие норвежской государственности в IX—XIII вв.

<< Предыдущая страница   [1] [2][ 3 ] [4] [5] [6] [7] [8] [9] ...  [42]   Следующая страница >>